Обучающиеся с нарушением интеллекта по завершении реализации адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г . № 1599) (ФГОС) и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г № 1026) (ФАООП) проходят итоговую аттестацию.
Для выпускников с нарушением интеллекта, АООП которых рассчитана на 9 лет освоения, проведение итоговой аттестации становится обязательным с 2024/25 учебного года.
Итоговая аттестация как форма оценки качества образования является завершающим этапом проверки и сравнения планируемых результатов, заложенных в АООП, с уровнем и объемом знаний, которыми овладел выпускник к завершению ее освоения.
Оценивание достижений каждого обучающегося по завершении освоения программного материала позволяет прогнозировать дальнейший образовательный маршрут для реализации социальных, профессиональных и других возможностей обучающегося в жизни, его дальнейшей социализации.
Важной на этом этапе становится оценка не только академических знаний подростка (умения правильно ориентироваться в условиях задания, понимать смысл прочитанного текста, производить необходимые в практической жизни расчеты, решать задачи социального характера), но и умения выполнять практические задания по трудовому профилю, а также возможностей и достижений в личностной сфере. С этой целью необходимо определение сильных качеств и возможностей личности обучающегося, а именно: сформированности социально-бытовых умений, навыков коммуникации, способности к межличностному взаимодействию, умения управлять собственным поведением, положительных черт характера, индивидуальных качеств, проявляющихся во внеурочной деятельности. Результатом оценки личностных достижений ученика становится психолого-педагогическая характеристика, прилагаемая к свидетельству об обучении и позволяющая наиболее полно раскрыть его индивидуальный портрет с целью дальнейшего самоопределения.
Цель итоговой аттестации — оценить знания и практические умения обучающихся с нарушением интеллекта, получающих образование по АООП (вариант 1).
Итоговая аттестация для обучающихся осуществляется по завершении реализации АООП (вариант 1) в форме двух испытаний:
-первое испытание предполагает комплексную оценку по учебным предметам: «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)», «Математика», «Основы социальной жизни»;
-второе испытание направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда и готовность к их применению.